На сайте идут технические работы

По одежке встречают…

ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНЫ ПОКУПАЮТ ОДЕЖДУ НА РАЗМЕР МЕНЬШЕ, А МУЖЧИНЫ — НА РАЗМЕР БОЛЬШЕ?

Психиатрические лечебницы полны людей, считающих себя Наполеонами или Юлиями Цезарями.

Маленькие люди покупают обувь на как можно большем каблуке.

Мужчины, почти все поголовно, покупают костюмы на размер больше, а женщины в той же мере пытаются влезть в платья на размер меньше, чем позволяет их фигура.

Мало- и среднеимущие, и даже вполне состоятельные люди из-за страстного желания выглядеть в глазах других успешнее и значительнее, покупают престижные предметы и дорогие вещи, обзаводятся совершенно им не нужными, но соответствующими высокой ценностью побрякушками. Поступают в только самые престижные вузы, стремятся носить только самую модную одежду, смотрят только самые популярные фильмы, читают только самых знаменитых авторов…

Именуют своих детей в честь великих героев — Гераклами, Наполеонами, Аполлонами… Переименовывают свои неблагозвучные фамилии в гордо (или хотя бы нейтрально) звучащие — был Пупкин стал Поддубным, был Попкин стал Орловым… Если в моде революционная символика, то — так и быть! — назовем дочку Даздрапермой (сокращенный вариант «Да здравствует первое мая»), а сына — Виленом (в честь Владимира Ленина). В моде промышленный и научный прогресс? Пожалуйста: зовись дочка Турбиной, а ты, сынок, будешь у нас Электрон.

Изменяют названия своих поселков и городков в честь древних прославленных городов (например, в США, можно обнаружить не менее десятка Парижей, Спарт, Афин и Римов. Есть там, кстати, и свой Санкт-Петербург, и даже Москва).

Дают звериные названия спортивным командам, рисуют на своей одежде львов, тигров, медведей, орлов, волков и прочих зверюшек, символизирующих, по их общему мнению, силу и могущество.

Все малоизвестные хвастают своим знакомством с известными и знаменитыми людьми.

Можно и дальше было продолжать этот перечень примеров человеческого тщеславия. Но давайте спросим себя: почему так происходит и для чего вся эта ничтожная суета и возня?

На самом деле, это вовсе не ничтожная суета, а заложенное в каждом из нас естественное желание — казаться больше, сильнее и лучше, чем мы есть на самом деле.

 

РОСТ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ… ЕГО ЗВАНИЯ

Однажды во время обычных лекционных занятий в аудиторию, где занималась группа студентов третьего курса, зашел декан факультета вместе с незнакомым молодым мужчиной. Последнего он представил студентам как новичка-первокурсника. Сделав несколько объявлений, декан вместе с «первокурсником» вышли. В следующей аудитории, куда они зашли, декан представил того же молодого мужчину уже как «аспиранта». В следующей студенческой аудитории «аспирант» вырос до должности «старшего преподавателя». И наконец в последней аудитории, куда они заглянули, мужчина был представлен, как «молодой, но уже известный ученый» и «без пяти минут профессор».

Все преподаватели, которые вели занятия у третьекурсников во время всех этих посещений, сразу же после ухода декана и молодого мужчины спрашивали студентов: какой, по их мнению, рост у этого незнакомого мужчины? Все ответы давались письменно. После их обработки выяснилось следующее. Самым низкорослым — около 170 см. — студентам показался «первокурсник». Средний рост «аспиранта» составил уже 175 см. «Старший преподаватель» показался студентам уже довольно высоким — 1.79 см. Ну а «без пяти минут профессор» вырос в глазах студентов до максимальной высоты — 182 см.

Все это довольно странно, не правда ли? Тем более, что истинный рост мужчины составлял всего 172 сантиметра. Отчего же такая разбежка в предположениях?

Как объясняют психологи, проводившие этот эксперимент, все дело во влиянии на людей титула. Чем выше звание — тем больше (авторитетнее, умнее и т.п.) кажется человек. Теперь, читатель, вам понятно, почему многие люди «лезут из кожи вон», чтобы получить, казалось бы, ничего в материальном смысле не дающие, грамоты, должности, звания, награды, медали, значки — словом, любые символические свидетельства более высокого мастерства, опыта или статуса?

 

НАПИСАТЬ КНИГУ — ЛЕГКО… ОПУБЛИКОВАТЬ — ТРУДНО!

А вот еще два любопытных эксперимента. О них рассказывает в своей книге «Психология влияния» известный психолог Роберт Чалдини:

«Американские психологи Дуглас Петерс и Стивен Сеси провели исследование, касающееся научных публикаций. Они взяли 12 статей, которые были опубликованы в пределах от 18 до 32 месяцев тому нразад авторами из престижных университетов. Ничего в них не изменив, кроме имен и мет работы авторов (в качестве места работы назывался никому не известный Центр человеческий возможностей Три-Вэлли), исследователи представили эти статьи в виде рукописей журналам, которые их уже опубликовали в свое время. Девять из двенадцати статей прошли незамеченными через процесс рецензирования и, что особенно показательно, восемь были отвергнуты, хотя каждая из этих статей не так давно была уже напечатана в этом же самом журнале после того, как ее представил на рассмотрение автор, работающий в престижном месте и имеющий большой авторитет в ученых кругах.

Похожий, но менее научный эксперимент был проведен популярным писателем, который перепечатал слово в слово Джерзи Косинского «Шаги» и послал рукопись в 28 литературных агентств и издательских фирм через десять лет после того, как было продано почти полмиллиона экземпляров этой книги и ее автор был награжден Национальной книжной премией. Рукопись, которая теперь была подписана неизвестным человеком, была отвергнута как не отвечающая требованиям всеми 28 издательскими организациями, включая и той, где она первоначально была опубликована».

 

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ И… ОЦЕНИВАЮТ?

Известно: одежда — показатель статуса человека. По ней вас не только встречают, по ней вас оценивают. И, поскольку первое впечатление — наиболее важное, так как потом человеку очень трудно его стереть или изменить, то, видимо интуитивно понимая это, люди так внимательно и щепетильно подходят к выбору своей одежды. Их можно понять: хорошо одет человек — значит, толковый, аккуратный, преуспевающий — такому можно доверять. Неряшливо или бедно одет — значит, раздолбай или проходимец какой-нибудь, от такого надо держаться подальше.

Лет двадцать назад в Германии был проведен эксперимент: актера, переодетого в темный костюм бизнесмена, держащего в руках дорогостоящий кейс, поставили на углу улицы просить милостыню. Он сочинил историю о том, что якобы забыл дома бумажник, а за автобус надо платить. Другие бизнесмены останавливались, разговаривали с ним, многие давали ему денег. А некоторые даже предлагали ему деньги на такси. За день актер заработал несколько сотен марок.

На следующий день актер надел поношенные джинсы и ветровку. Он стоял на той же улице и просил мелочь на телефонный разговор. Он говорил, что хочет позвонить по объявлению в газете о найме на работу. На этот раз реакция была совершенно другой — люди останавливались в нерешительности. Ему не верили. В конце дня он собрал меньше 20 марок.

Наконец, на третий день актер оделся в самую плохую одежду и выглядел как бомж. На той же улице он протянул шляпу и стал просить милостыню. Практически все проходили мимо. За целый день остановилось всего несколько человек. Из всех собранных за день денег не наскреблось и одной марки.

Один и тот же человек в разной одежде и — три разных результата. В чем же дело? Авторы этого эксперимента убеждены: люди охотнее помогут тому, кто выглядит благонадежным, чем тому, кто плохо одет. Отсюда и их рекомендация: то, как вы выглядите и как вы одеваетесь, определяет реакцию окружающих на вашу деятельность независимо от того, происходит это на улице или в помещении. Поэтому, выходя из дому, уделите должное внимание своей внешности и одежде.

 

В БУДНИЧНОЙ ОДЕЖДЕ КРАСОТА НЕ ВИДНА

«Встречают по одежке, провожают по уму», — утверждает популярная пословица. Увы, но часто плохая одежка мешает увидеть хороший ум. Если вы одеты в рабочий комбинезон или будничную, затрапезную одежду, людям будет очень сложно оценить ваши таланты и способности.

Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. Он был одет в обычную одежду — джинсы и теплый шерстяной свитер. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. Был час пик, и за это время мимо него прошло более тысячи человек. Большинство из них шли на работу.

Несколько минут музыканта никто не замечал. Первым, кто обратил на него внимание, был мужчина средних лет. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько мгновений и... поспешил далее по своим делам.

Минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: одна молодая женщина бросила несколько мелких монет в футляр. И, без остановки, продолжила свой путь.

Еще несколько минут спустя один мужчина остановился возле музыканта, облокотился к стене и стал слушать его игру. Но вскоре он взглянул на свои часы и продолжил путь.

Наибольшее внимание музыканту досталось от трехлетнего мальчика. Его мама в спешке вела его за собой, но мальчик остановился, чтобы посмотреть на скрипача. Мама потянула чуть сильнее и мальчик продолжил движение, постоянно оглядываясь назад. Эта ситуация повторилась еще с несколькими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту.

За 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали игру музыканта. Еще 20 человек, не останавливаясь, бросили деньги. В общей сумме заработок музыканта составил 32 доллара.

Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — один из лучших музыкантов в мире. И играл он одни из самых сложных произведений из когда-либо написанных. И инструментом ему служила не обычная скрипка, а уникальная скрипка Страдивари, стоимость которой —3,5 миллиона долларов.

Следует отметить, что за два дня до этого выступления в метро, на концерте Джошуа Белла в Бостоне, где средняя стоимость билета составляла $100, был полный аншлаг.

Игра Джошуа Белла в метро являлась частью социального эксперимента газеты «Вашингтон Пост», посвященного восприятию, вкусу и приоритетам горожан. Эксперимент должен был ответить на такие вопросы: «В будничной среде в неподходящий момент ощущаем ли мы красоту?», «Остановимся ли, чтобы оценить ее?», «Распознаем ли талант в неожиданной обстановке?».

Один из выводов, сделанный газетой после этого эксперимента, гласил: «Если мы не можем найти время на то, чтобы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?»

 

СУЕТА — ВЕЛИКИЙ ОБМАНЩИК

Все мы люди и, как говорится, ничто человеческое… Людей можно понять. С одной стороны — они хотят быть значительными и, ради этого, совершают немало добрых, хороших, а иногда и великих дел. И это хорошо. С другой стороны — стремясь за внешним благополучием и успехом, люди часто забывают о главном, том, ради чего они появились на земле — о своем внутреннем росте и совершенствовании. И это обстоятельство вряд ли можно назвать хорошим.

Это очень серьезный вопрос. Суета — великий обманщик. В погоне за количеством мы неизменно теряем качество. Размениваясь на мелочи, сами становимся мелочью. Всему знаем цену, но не знаем истинной ценности. Судим поверхностно, смотрим только себе под ноги. Встречаем по одежке, по ней же и провожаем. За внешней неброскостью не замечаем естественной красоты. В погоне за временными ценностями упускаем вечные. В повседневной беготне и толчее видим фигуры и лица друзей, соседей, знакомых, сослуживцев, но совсем не различаем в них личностей; не слышим биения, трепетания их сердец, и даже не догадываемся, что внутри у каждого из них звучит своя оригинальная, особенная, ни с кем и ни с чем не сравнимая мелодия — мелодия его души.

Остановимся ли мы когда-нибудь? Прозреем ли? Научимся ли ценить главное и видеть скрытое? Дорастем ли мы когда-нибудь до такой высоты, до такой степени совершенства? Не знаю… Но очень хотелось бы. Очень бы хотелось…

Александр КАЗАКЕВИЧ

 

 

Категория: Статьи Александра Казакевича.

Печать

Яндекс.Метрика