Телезомбирование

telezombi_1«Телевизор смотреть не вредно, особенно, если его не включать».

Житейская мудрость

Телевизор... Все мы невольно становимся его пленниками, добровольно принося в жертву этому домашнему монстру драгоценное время, не говоря уж о зрении и, если хотите, психике, ведь новые технологии телезомбирования серьезно ставят вопрос о вполне возможных диверсиях с телеэкрана... и защите от них населения

Теперь я знаю, что чувствуют подопытные кролики! Выяснил, можно сказать, на собственной шкуре. А произошло это так...

В кабинете заместителя генерального директора Всероссийского НИИ телевидения и радиовещания Светланы Рафаиловны Немцовой стоят огромный телевизор "Сони" и видеомагнитофон.

- Смотрите внимательно, - предупредила хозяйка кабинета и включила запись.

На телеэкране появилась рука с зажатым в ней стартовым пистолетом. Выстрел - и пошел рекламный ролик. Настырный молодой человек, оживленно жестикулируя, призывает нас смотреть телепередачи екатеринбургской компании АТН.

Ничего необычного на экране я не увидел ни в первый раз, ни во второй. Лишь при четвертом просмотре удосужился заметить, что между кадрами мелькает какая-то посторонняя вставка, а при десятом - рассмотрел надпись: "Сиди смотри только АТН".

- С наблюдательностью у вас неважно, - подвела итог эксперимента Светлана Рафаиловна.

А когда я стал оправдываться: дескать, уже вечер, был сумасшедший день и т.д., объяснила, что тут важна тренировка. Например, режиссеры телевидения, монтажеры и другие специалисты, которым по долгу службы часто приходится смотреть видеозаписи, обнаруживают вставки и читают надписи уже при третьем-четвертом просмотре. И стала пояснять суть эксперимента. Полвека назад в один из голливудских фильмов был впервые врезан 25-й кадр. Чтобы зритель в кинотеатре воспринимал изображение движущимся, перед ним через проектор ежесекундно прокручивают 24 кадра кинопленки (человек в состоянии осознать 24 кадра в секунду). Так вот, еще до Второй мировой войны в США было сделано такое открытие: если в киноленту после каждых 24 кадров врезать еще и 25-й, рекламирующий тот или иной товар, то при просмотре кинофильма зрители не заметят никакого подвоха, но, выйдя из кинотеатра, львиная доля их почему-то отправится покупать именно рекламируемый товар. Сведения о нем, оказывается, намертво впечатываются в подкорку.

Психология тут заложена такая. Знакомого человека мы узнаем в толпе практически мгновенно, а вот чтобы запомнить того, кто впервые предстал перед нами, нужно, как правило, несколько десятков секунд, и то только тренированные люди способны потом правильно описать внешность незнакомца. Как полагают психологи, все дело в том, что в мозгу у нас хранится как бы "галерея" готовых образов. С нею и сравнивается увиденное. Если оно совпадает с каким-то эталоном, мы узнаем человека или, скажем, кошку... При этом некий образ может быть набросан схематично. Скажем, велико ли сходство между художественным шаржем и фотографией человека? Тем не менее мы узнаем, кто изображен и там, и там. А кошку вообще можно изобразить весьма схематично, нарисовав два кружка, ушки треугольником и хвостик. Почему так?

- Дело в том, что мы уже "набили глаз", натренировались на опознании не только подобных рисунков, но и тех же кошек в реальной действительности, - рассуждает Светлана Рафаиловна. - И нужные образы, что называется, намертво сидят у нас в подкорке.

На выработку соответствующих "зрительных рефлексов" и рассчитывают производители рекламных роликов. Они создают броские образы, запоминающиеся стишки-кричалки и даже, как уже отмечалось, прибегают к помощи замаскированного 25-го кадра.

Он мелькает перед глазами в течение примерно 40 миллисекунд (то есть 0,04 сек.). Этого явно недостаточно, чтобы осознанно воспринять образ, но подсознательно глаза и мозг замечают вставку даже при самой короткой выдержке и воспринимают ее как некую подсказку для формирования определенного образа.

Стойло потом зрителю заметить на улице рекламу того же клубничного мороженого, которую "видел" в кинотеатре, как он "вдруг" ловил себя на мысли, что ему хочется этого самого мороженого.

Понятное дело, умные люди вскоре смекнули, что подобным образом можно не только рекламировать клубничное мороженое или, извините, трусики в горошек, но и пропагандировать те или иные политические идеи, склонять потенциальных избирателей к определенному мнению (именно на этом, кстати, попался Джордж Буш-младший во время недавней предвыборной кампании, но скандал замяли) или даже готовить к теракту потенциальных киллеров...

Технически такая вставка осуществляется довольно остроумно: второй проектор посылает изображение на экран в тот момент, когда заслонка обтюратора перекрывает изображение при смене кадра на первом. В случае возможной проверки вторую пленку тут же изымают из проектора, прячут либо вообще уничтожают. Все шито-крыто...

С телевидением и того проще. Здесь изначально в секунду перед зрителем проходит не 24, как в кино, а 25 кадров. Вмонтировать скрытое изображение можно в любом месте электронным способом.

Причем та вставка, о которой говорилось вначале, - это так, наивный пустячок. Есть много других способов воздействовать на подсознание зрителя. Скажем, стоит наложить на стандартный телевизионный сигнал маленькую геометрическую фигуру или даже точку, которая бежит по экрану, выписывая спиральные круги, как эта невидимая спираль тут же завораживает вас, словно заунывная мелодия флейты очковую змею. И хочешь не хочешь, а смотришь то, что тебе показывают.

Что и как еще можно сделать для "завораживания" телезрителя, Светлана Рафаиловна рассказывать не стала, но, включив свой компьютер, показала на экране дисплея некую частотную кривую. Часть пиков ее была выделена красным цветом.

telezombi_2- Это те частоты, восприятие которых небезопасно для организма, - пояснила Немцова. - Если чуть-чуть продлить их по времени, то со зрителями случится примерно то же, что и с 658 японскими детьми, которые попали в больницу после просмотра мультика "Маленький монстр". Специальное расследование показало - частоты вызывают резонанс в организме, провоцируя эпилептические припадки.

Японцы из того случая сделали соответствующие выводы. Была создана специальная комиссия, разработан определенный стандарт, нарушать который никто не вправе... А как обстоит с этим дело у нас?

Тот график, который мне продемонстрировала Светлана Рафаиловна, представляет собой частотный срез одного из многочисленных музыкальных клипов.

- Многие режиссеры балансируют, что называется, на грани допустимого, - сказала Немцова, - зачастую даже не сознавая, что делают. А между тем резкое сочетание ярких красок, мелькание кадров создают ощутимую нагрузку на нервную систему...

Да что там музыкальные клипы! Сотрудники Института психологии ныне всерьез обеспокоены все учащающимися случаями странной болезни, которую они называют "компьютерным запоем", или Интернет-зависимостью.

Впервые с данной проблемой столкнулись в начале 90-х гг. XX в. американские врачи-психотерапевты. К ним сразу обратились за помощью руководители нескольких фирм, которые стали нести убытки из-за участившихся ошибок и недоделок в работе проверенного годами персонала. Причем формально дисциплина не страдала, напротив, многие засиживались в офисе у своих компьютеров допоздна.

Причину этого бедствия установили не сразу, а заключалась она вот в чем: за 1,5-2 года ежедневного "погружения" в Интернет или после многочасовой работы на компьютере человек без экрана уже обойтись не может. В противном случае он становится нервным, злым, раздражительным...

Скажем, ныне в том же Институте психологии под наблюдением состоит 16-летний Никита, который с 10 лет постоянно пользуется компьютером. Последние три года за компьютерными играми проводил все свободное время, из-за чего стал прогуливать занятия в школе и даже... был дважды госпитализирован с переломами. Причина травм простая - в спешке, оторвавшись от виртуальной реальности, не успевал сообразить, что в реальной жизни нельзя так же свободно прыгать с большой высоты, как в какой-нибудь компьютерной "бродилке-стрелялке". Вот почему психологи постоянно предупреждают: нельзя проводить перед телеэкраном более трех часов в день, иначе заработаешь нервное расстройство, бессонницу, головные боли, резь в глазах и даже поражение нервных стволов в руках.

Неприятности усугубляются, если трансляция нечеткая, изображение дергается и прыгает... Но даже если технические параметры передачи-приема сигналов соблюдаются, негативное воздействие многочисленных вставок сохраняется. Пример с екатеринбургской компанией АТН и ее 25-м кадром это подтверждает. И хотя законом использование подобных рекламных "трюков" запрещено, у нас нет службы, которая контролировала бы соблюдение закона. То, что поймали за руку АТН, не более чем случайность, комплексного обследования эфира в нашей стране не проводится.

Чтобы пресечь телевизионное зомбирование, необходимо специальное оборудование. Такая аппаратура уже разработана во ВНИИТР: недорогой прибор автоматически отслеживает качество изображения и, если какой-то из кадров выбивается из ряда, тут же об этом сигнализирует.

- Кстати, выявление скрытых кадров - лишь одна из функций разработанного нами прибора, - пояснила Немцова. - Проведя с его помощью исследование эфира, мы выяснили, что давно пора ставить вопрос об "экологии вещания" в целом. В нашем эфире много программ, которые независимо от их содержания могут нанести непоправимый вред здоровью. Фактически телезрители могут стать жертвами экологической катастрофы, сравнимой с чернобыльской...

Как наглядный пример Светлана Рафаиловна демонстрирует нам выборку музыкальных клипов. В первом же прибор фиксирует 25-й кадр. В данном случае это не реклама, вставной кадр вообще не несет информации, он абсолютно черен.

Так имитируется мигание света на дискотеке. Чтобы создать эффект мелькающих источников света, режиссер врезает абсолютно пустые черные кадры в белый сюжет. Формально ничего противозаконного, но вред, наносимый психике и здоровью зрителя этими вставными кадрами, ничуть не меньше.

Технологии телевещания непрерывно развиваются. Современное изображение - это симбиоз компьютерной графики, виртуальной реальности и спецэффектов. Но, выпуская все это в эфир, телекомпании не удосуживаются провести экспертизу: как воздействует то или иное изображение на зрителя? Совершенно случайно, без всякого умысла режиссеры используют, например, частоты колебания яркостного сигнала, совпадающие с альфа-ритмом человека, то есть частотой колебания нейронов или, как говорят, "шумом нервных клеток". К чему это приводит, вы уже знаете. Японцев трагедия с мультиком научила в обязательном порядке тестировать запись на динамическом измерителе яркости перед демонстрацией каждого сюжета. У нас в стране такая практика пока, увы, не приживается.

Особенно остро ныне стоит проблема детей-телезрителей. Если для взрослого человека "ящик" - это развлечение, то для юного поколения телепередача прежде всего учеба. Все, что видит подросток на экране, формирует его личность. И если эта личность получается с телекомпьютерным надломом, ничего хорошего не жди...

Станислав НИКОЛАЕВ, «Мегаполис-Экспресс»

 

КСТАТИ...

Доктор медицинских наук В. Анисимов:

- Что такое телевизор и компьютер? Это свет с экрана. Этот свет разрушающе действует на внутренний ритм человека. Каким образом?

Обычная смена дня и ночи вырабатывает в организме целый набор гормонов, и один из них - мелатонин, который в естественных условиях производится больше всего к ночи и защищает человека от поломок ритма всех его органов. Этот "Ночной" гормон управляет естественным здоровым сном, и именно во сне его образуется в 3-10 больше, чем днем. А как влияет на него экран? Да очень просто. Он насильственным образом сдерживает в мозгу (эпифизе) выработку этого жизненно важного нейромедиатора и неестественным образом вызывает усиленное старение всех систем человека. Этим, кстати, объясняется та ускоренная неестественная акселерация "телевизионных и компьютерных" детей, когда родители наивно радуются: "А наш-то в три года выглядит на все шесть! Телевизор и компьютер сам включает..."

Увы, радоваться нечему. Американские ученые провели серию экспериментов, доказывающих вред голубого экрана. Если лабораторных животных содержали в режиме круглосуточного освещения, то через некоторое время у мышей и крыс "в матке, молочных железах и других частях тела развивались гиперпластические процессы". Если перевести это с научного языка на понятный, то почти все животные кончали в таких условиях свою жизнь от раковых болезней. И, кстати, чем ближе бедных подопытных помещали перед экранами дисплеев и телевизоров, тем быстрее наступал и роковой исход.

Подготовила Алла Коваленко

Категория: Интересные статьи.

Печать

Яндекс.Метрика